Содержание


С. КЛИМЕНКО (US4LEB),
г. Харьков.

ВАРИАНТ АНТЕННОГО СОГЛАСУЮЩЕГО УСТРОЙСТВА

В связи с ростом интереса коротковолновиков к антенным согласующим устройствам (ATU), хочу предложить вниманию читателей журнала еще одну достаточно удачную конструкцию ATU, которая была разработана для использования с ламповым трансиве-ром типа UW3DI-I. Принципиальная схема колебательной системы ATU приведена на рис. 1.

Достаточно подробно она описана в [1]. В качестве катушки L мною был применен вариометр со скользящим контактом, используемый в радиостанции "Микрон". Основным элементом этого вариометра является катушка индуктивности, выполненная на керамическом каркасе посеребренным проводом. Индуктивность этой катушки составляет около 40 мкГн. Вращение катушки вокруг своей оси осуществляется через одноступенчатый цилиндрический зубчатый редуктор, одно из зубчатых колес которого смонтировано на каркасе катушки, а второе - на металлической стойке основания. В центре приводного зубчатого колеса выполнено отверстие квадратного сечения. Каркас, на котором выполнена катушка вариометра, имеет достаточно большую длину, что связано с возникновением определенных трудностей при изменении индуктивности катушки. Учитывая это, я использовал в практической конструкции

ATU электромеханический привод катушки с применением для этого мотор-редуктора типа РД-09, который в настоящее время можно без особых проблем приобрести на радиорынках. Мотор-редуктор РД-09 состоит из реверсивного электродвигателя переменного тока и многоступенчатого цилиндрического зубчатого редуктора. Электродвигатель и редуктор конструктивно размещены в одном корпусе. Основной характеристикой редуктора является значение передаточного числа (редукции), которое указано на шильдике, закрепленном на корпусе мотор-редуктора. От значения этого показателя зависит число оборотов выходного вала, поэтому при приобретении мотор-редуктора следует выбирать такой экземпляр, который обеспечивает число оборотов вала в пределах 8... 13. Можно изменить передаточное число путем перестановки зубчатых колес редуктора, однако это весьма трудоемкая работа, которая требует определенных навыков. Катушка L должна быть размещена внутри корпуса ATU, а мотор-редуктор - на задней стороне корпуса. Крутящий момент от вала мотор-редуктора к приводной шестерне катушки L необходимо передавать через простейшую гибкую муфту, выполненную из отрезка резинового шланга. Один его конец с усилием одевается на вал, а на другой конец (также с усилием) надевается отрезок стального прутка, конец которого заточен в виде квадрата с размерами, аналогичными размеру отверстия приводной шестерни катушки. Это необходимо для устранения несоосности, практически неизбежной при сборке редуктора с катушкой. Электрическая схема включения и управления мотор-редуктором РД-09 приведена на рис. 2.
На схеме цифрами 1, 2, 3, 4 обозначены номера выводов обмоток электродвигателя, выведенных на клеммы мотор-редуктора.
Как видно из схемы, при нажатии на любую из кнопок S1, S2 ток из сети переменного тока будет поступать на соответствующие обмотки электродвигателя, при этом конденсатор С2 будет подключаться к требуемой обмотке, чем обеспечивается реверсивное включение моторредуктора. Не следует одновременно нажимать обе кнопки, т.к. это может привести к выходу из строя двигателя и короткому замыканию. Необходимость наличия конденсатора С1 вытекает из того, что электродвигатель мотор-редуктора рассчитан на напряжение 127 В.
В качестве управляющих кнопок применимы любые, способные коммутировать напряжения и токи, протекающие в цепях двигателя. Колебательная система должна быть размещена в надежно заземленном металлическом корпусе соответствующих размеров. На передней панели корпуса размещаются кнопки управления ATU, a также ручки управления переменными конденсаторами С1 и С2 (рис.1), в качестве которых вполне можно использовать конденсаторы переменной емкости, применявшиеся в старых ламповых радиоприемниках. При работе с мощностями, превышающими 150 Вт, следует использовать КПЕ с большим зазором между пластинами. На задней стенке корпуса крепится мотор-редуктор, предохранитель и конденсаторы С1, С2 (рис.2), в качестве которых использованы конденсаторы типа МБГО на напряжение 600 В. Вместо предлагаемого вариометра можно применять аналогичные устройства от радиостанций других типов. Высокочастотные разъемы - типа СР-50. Контроль степени согласования следует производить с использованием КСВ-метра, либо выполненного в виде выносной конструкции, встроенного в корпус ATU.

Литература
1. С.Г. Бунин, Л.П. Яйленко Справочник радиолюбителя-коротковолновика. - Киев. Техн!ка, 1984, С.264.


Содержание

 

Hosted by uCoz