Содержание


ЕЩЕ РАЗ О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РАДИОЛЮБИТЕЛЬСТВА

В. Лукин (RA6UL) Астрахань

В радиолюбительстве накопилось немало проблем, и одна из них — правовая. Эта проблема менее заметна и 
менее известна, чем другие — ведь вопрос о правах радиолюбителей никогда публично не обсуждался. Все, 
что имел российский радиолюбитель, все, что ему разрешалось, определял чиновник.
Ныне действующая "Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций" [1] 
(далее Инструкция) значительно расширила, по сравнению с предыдущей, возможности любителей, но 
оставила все правовые проблемы нерешенными. Какие это проблемы? В первую очередь, это проблема 
правового статуса Инструкции как юридического документа. Это проблема защиты от помех и коммер-
ческой эксплуатации любительских диапазонов, это проблема права на установку антенны и многое другое.
Существующая Инструкция имеет разночтения с действующими правовыми нормами, некоторые ее 
требования кажутся несуразными, содержание их не всегда отвечает интересам радиолюбителей, 
определение понятия "радиолюбительская связь" не отвечает современному состоянию дел, и самое главное, 
она не определяет прав радиолюбителей.
Для начала определим правовой статус Инструкции. Условия нормативных правовых актов, затрагивающих 
права, свободы и обязанности человека и
шштшшш1штт;тт
гражданина, должны отвечать следующим признакам:
- неоднократности применения, т.е. норма не исчерпывается однократным применением, а действует 
постоянно;
- неперсонифицированности, т.е. норма распространяет свое действие на круг лиц, организаций, объединен-
ных общим признаком (родом занятий и т.д.).
Для вступления их в силу необходимы:
- обязательное официальное опубликование;
- обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ [2, 3].
Таким образом, чтобы действие Инструкции распространялось на радиолюбителей (группу людей, объеди-
ненных общим признаком), она должна быть зарегистрирована и опубликована.
Настоящая Инструкция не только не была опубликована и не прошла регистрацию, но первоначально была 
издана как приложение к приказу Главгос-связьнадзора России с грифом "Для служебного пользования". Из 
этого можно сделать вывод, что она не имеет правовой силы для радиолюбителей — граждан России, 
каковыми мы являемся (но, несмотря на это, я не призываю тут же отбросить Инструкцию — пока другого 
документа не существует).
Прежде чем говорить о соответствии Инструкции правовым нормам, давай-
те выясним, какие нормативные правовые акты регулируют вопросы применения радиосвязи в России.
Мне удалось найти свыше 30 нормативных актов, прошедших регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Из 
них больше половины — это документы, регулирующие ввоз и вывоз аппаратуры через границу РФ и не 
представляющие интереса при рассмотрении данного вопроса. Из остальных я отобрал 9 документов. Сразу 
оговорюсь, что ни в одном документе нет ни одного слова о любительской радиосвязи. Это означает, что 
либо о нас забыли, либо что нас поставили на один уровень с профессиональной связью, и нормативные 
правовые акты распространяют на нас свое действие в полной мере.
Вот перечень отобранных мною документов:
- "Федеральный закон о связи". Принят Государственной думой 20 января 1995 года;
- "Положение о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации". Утверждено 
постановлением Совета Министров Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. N1156;
- "Положение о государственном надзоре за связью и информатизацией в Российской Федерации". 
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. N380;
- "Положение о порядке государственного надзора за использовани ем радиочастот, 
радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств)". Утверждено 
приказом начальника Главгоссвязьнад-зора России от 03.07.98 N48;
- "Положение о защите радиоприема от индустриальных радиопомех". Утверждено 
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. N1142;
- "Инструкция по контролю лицензируемой деятельности в области связи". Утверждено приказом 
Главгоссвязь-надзора России от 03.03.99 N11;
- "Положение о государственной радиочастотной службе при министерстве Российской Федерации 
по связи и информатизации". Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 
от 25 декабря 2000 г. N1002;
- "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на 
территории Российской Федерации". Утверждено постановлением Правительства Российской 
Федерации от 15 января 1993 г. N30;
- "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую 
Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств 
(высокочастотных устройств)". Утверждено постановлением Правительства Российской 
Федерации от 25 февраля 2000 г. N158.
ООО"НТКиШ>&ТЕХ''
Проверку соответствия Инструкции нормативным правовым актам начну с регистрационного и 
ежегодного эксплу-тационного сбора. С регистрационным сбором все понятно — на вас затратили 
время, оформили документы, следовательно, надо платить. А как быть с эксплуатационным 
сбором? В соответствии с постановлением Правительства РФ "О реорганизации системы 
Государственного надзора за связью и информатизацией в РФ" [4], финансирование деятельности 
Управлений по надзору за связью и информатизацией осуществляется за счет отчислений 
организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации. Норматив отчислений 
зависит от доходов, получаемых за услуги, и учитывается в себестоимости продукции (работ, 
услуг). Но радиолюбители не предоставляют услуги, не имеют дохода, значит, не должны платить 
эксплуатационный сбор. А если этот сбор идет не на финансирование Управлений по надзору, то 
тогда что это такое? Налог? Но такой налог не предусмотрен законом.
Теперь о самом волнующем всех любителей вопросе. В п. 6.7.15 Инструкции записано: 
"Запрещается работа любительской радиостанции, создающей помехи работе телевизионных 
приемников промышленного изготовления, подключенных к настроенным и согласованным 
наружным телевизионным антеннам". Тот критерий, кото-
рый предлагает Инструкция, делает невозможным объективно установить причину помех. 
Телевизионные приемники промышленного изготовления (наверно, встречаются и не промышлен-
ного) бывают очень разные, делают их в разных странах по разным техническим требованиям, для 
разных условий приема. Так же изготавливают и телевизионные антенны. В настоящее время 
обострилась проблема совместимости радиоэлектронных средств. К проблеме помех 
телевизионным приемникам, кабельному телевидению и другим бытовым радиоэлектронным 
приборам следует добавить и проблему помех радиолюбительскому приему от бытовых приборов, 
коммерческих теле-, радио- и пейджерных станций. А Инструкция, с предлагаемым ею 
псевдонаучным критерием,ставит радиолюбителя в положение всегда виноватого во всех грехах 
козла отпущения. Но если нормативные акты, регламентирующие радиосвязь в России, 
распространяются и на нас, то решение уже есть в "Положении о защите радиоприема от 
индустриальных радиопомех" [5] и в "Положении о порядке государственного надзора за ис-
пользованием радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" [6].
Этими Положениями предусмотрено, что:
- поиск и установление местонахождения технических средств, являющих ся источником 
индустриальных радиопомех, осуществляет Служба государственного надзора за связью. При этом 
владельцу этого технического средства вручается предписание о необходимости принятия мер по 
устранению радиопомех своими силами и средствами с приостановкой его использования (эксплуатации) 
или без таковой и возмещением затрат на его выявление (п. 12 Положения [5]);
- радиоприемная и бытовая радиоэлектронная аппаратура должна быть оборудована средствами защиты от 
проникновения в ее тракты радиопомех в соответствии с требованиями Государственных стандартов и норм 
на помехозащищенность (п.З Положения [5]);
- технические средства, создающие радиопомехи, подлежат обязательному оборудованию устройствами, 
обеспечивающими подавление создаваемых ими радиопомех силами и средствами владельцев (п.7 
Положения [5]).
Определен и порядок проведения измерений. Измерения ... проводятся в соответствии с требованиями Госу-
дарственных стандартов, регламентирующих порядок и методы проведения испытаний (п.9 Положения 
[5]);... с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической 
службы РФ (п.2.3 Положения [6]).
Как видим, поиск источника помех требует определенных усилий, что не всегда просто и доступно, но такой 
цивилизованный подход к проблеме позволяет получить справедливое решение. На это вселяет надежду и 
ст.5 Федерального закона о связи [7]: "Деятельность в области связи осуществляется на основе равенства 
прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее 
результатов". В этом случае, если внеполосные излучения вашей станции не превышают норматив, 
определенный ГОСТом, то решение проблемы помех переходит к владельцам телевизионных приемников, 
кабельного телевидения и т.д.
Теперь о делении любительских станций на категории и о приеме квалификационных экзаменов, т.е. о том, 
что изложено в разделе 2 Инструкции. : Разделение любительских станций •*       на квалификационные 
категории, т.е. к       разделение по профессиональным 9       признакам недопустимо — это не от-3;       
вечает понятию "любительская стан-X       ция". Ни один из действующих норма-j*       тивных актов не 
устанавливает квали-|С       фикационных требований к операто-Q       рам связи.
О Исключив деление любительских О
станций на категории, мы приобретаем возможность получения пожизненного разрешения (лицензии) на 
право эксплуатации радиостанции, а не на 5 лет, как сейчас.
На основании Положения [8], Управления государственного надзора за связью и информатизацией в РФ 
осуществляют контроль за соблюдением правил технической эксплуатации средств и систем связи и охраны 
труда, техники безопасности при обслуживании средств связи. Исходя из этого требования, надо построить 
программу обучения и проверки знаний у операторов любительских станций. Объем раздела 6 Инструкции 
"Правила радиолюбительской связи" в 2 странички и предлагаемые экзаменационные вопросы не отражают 
те знания, которые необходимы оператору для ведения связи и эксплуатации оборудования. Посудите сами, 
из предложенных 45 экзаменационных вопросов для операторов 1-й и 2-й категорий есть только 1 вопрос о 
порядке проведения связи и 1 вопрос по технике безопасности, остальные — по основам электротехники. 
Если соискатель ответит на все вопросы и получит самую высокую оценку, он все равно не сможет грамот-
но работать в эфире, т.к. ни раздел 6 Инструкции, ни предлагаемые вопросы не дают ему информации об 
элементарных правилах радиообмена. Старые учебники радистов в этом плане более содержательны.
То же можно сказать и о технике безопасности.
Вызывает недоумение и принцип формирования общественных комиссий для принятия квалификационных 
экзаменов. Непонятно из каких соображений исходили авторы Инструкции, когда рекомендовали включать 
в состав комиссий преподавателей школ, средних и высших учебных заведений.
Комиссия должна состоять из аттестованных работников Госсвязьнадзора и привлекаемых для этих целей 
специалистов, а если экзаменуемый состоит в общественной организации, то в комиссию должны входить 
представители этой организации. В этом случае п.2.6. Инструкции со своей туманной формулировкой, когда 
результат любого экзамена можно отменить из-за недоверия комиссии, станет ненужным.
Кроме того, в Инструкции очень много других несуразностей, но самые коварные требования вы найдете в 
п.п.5.1.4, 5.1.5. Понятия "вспомогательные устройства для контроля параметров радиопередающей 
аппаратуры", "инструменты и инвентарь" помноженные на требование метрологической поверки 
измерительных приборов [6] и на фантазию проверяющего, могут вы-
литься в конкретную форму в виде набора аппаратуры, инструмента и инвентаря со стоимостью, 
многократно превышающую стоимость любительской радиостанций. А навыки работы с этими 
вспомогательными устройствами потребуют среднего или высшего профессионального образования. Таким 
образом, один пункт инструкции может погубить радиолюбительство на корню. Да и есть ли необходимость 
в контрольно-измерительных приборах на любительской станции? Современные трансиверы 
промышленного изготовления настроить и отремонтировать в домашних условиях рядовому любителю 
очень сложно.
Эта часть Инструкции перекликается с требованием п. 2.11 приложения 11 — о том, что на любительской 
радиостанции рекомендуется иметь:
- диэлектрические перчатки;
- изолирующий резиновый коврик;
- изолирующий щуп (штангу).
Эти рекомендации опасны тем, что электрозащитные средства со временем, незаметно для пользователя, те-
ряют свои защитные свойства. Только регулярная проверка может подтвердить их пригодность. 
Пренебрежение этим правилом может привести к трагедии. Регулярная проверка электрозащитных средств 
в электротехнических лабораториях не всегда приемлема для любителей, да и есть ли необходимость в 
электрозащитных средствах у любителей, которые, как правило, эксплуатируют низковольтную аппаратуру. 
Ведь никто не требует электрозащитных средств при пользовании феном, микроволновой печью или теле-
визором.
И еще одно замечание к Приложению 11 [1]. Правила техники безопасности и пожарной безопасности на 
любительских станциях не удовлетворяют требованиям "Положения о порядке разработки и утверждения 
правил и инструкций по охране труда" [9], их необходимо переработать.
Вызывает удивление и возрастной ценз радиолюбителей — 8 лет для третьей категории и 14 лет — для 
второй категории. Такой низкий возрастной ценз как-то не вяжется с высокими, почти профессиональными 
требованиями к знаниям оператора любительской станции. Здесь или требования к знаниям завышены, или 
возрастной ценз специально снизили для детей известных родителей. Но ни то, ни другое не добавляет 
авторитета Инструкции.
Однако нелепости возрастного ценза на этом не заканчиваются — совсем не понятно, как может быть 
начальником коллективной станции лицо, достигшее 16-летнего возраста. Это недопустимо по двум, как 
минимум, причи нам. Первая — начальник радиостанции несет ответственность за тех, кто 
находится на станции. И если неправильные действия или бездействие начальника радиостанции 
приведут к трагическому исходу, то, в соответствии с законом, может наступить уголовная 
ответственность. Вторая причина — это материальная ответственность за имущество станции.
Перечислять недостатки Инструкции можно и дальше, но и из приведенных ясно, что ее надо 
пересматривать, а точнее, нам нужен новый нормативный правовой акт. Что это будет? Инструк-
ция, Положение, приложение к Федеральному закону о связи, или что-то другое — не важно. 
Важно, чтобы этот нормативный правовой акт отвечал нуждам радиолюбителей, защищал их, 
чтобы его содержание давало информацию о том, как грамотно и безопасно эксплуатировать 
радиопередающие устройства и проводить QSO. Необхо-
димо, чтобы он прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ, где будет проведена правовая 
экспертиза, которая очистит его от нелепостей.
Литература
1. Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций, утвержденная 
08.08.96 г. начальником Главного управления Гос-связьнадзора РФ.
2. Конституция РФ, ч. 3 ст. 15.
3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых 
актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" от 
13.08.97 № 1009.
4. Постановление Правительства РФ "О реорганизации системы Государственного надзора за 
связью и информацией в РФ".
5. Положение о защите радиоприема от индустриальных радиопомех. Утвер-
ждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997г. N1142.
6. Положение о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, 
радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ-устройств). Утверждено 
приказом начальника Главгоссвязьнад-зора России от 03.07.98 N48.
7. Федеральный закон о связи. Принят Государственной Думой 20 января 1995 года.
8. Положение о государственном надзоре за связью и иинформатизаци-ей в Российской 
Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 
2000 г. № 380.
9. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. 
Утверждено постановлением Минтруда РФ от 01.07.93 г. N129.



Содержание

 

Hosted by uCoz