Рубрику ведет В.Сушков (RW3GW). E-mail: panoramatour@lipetsk.ru Великие странствия, или как покорялся Южный полюс. Наш FT-990, который мы прихватили с собой в Пунта Аренас, к сожалению, уже был неисправен - похоже, в результате долгих воздушных скитаний и многочисленных транспортировок. Несем первые технические потери. 23.12.99. Вечер. Нам удается добраться до нашего воздушного транспортного судна, откуда мы с большими усилиями извлекаем из многочисленного экспедиционного груза очередной, уже резервный FT-990. Поздним вечером мы устанавливаем антенну R5 на длинной деревянной палке, которая еле возвышается над дву хэтажным ранчо. Разворачиваем наш уже латиноамериканский радиошэк на кухне второго этажа местного ранчо. Подключаем трансивер и усилитель TL- 922.
Трепетно звучит эфир. Переглянувшись с Юрой, мы поняли - вот чего нам все это время недоставало... Даю первое CQ - CE8/R3CA. А вот и первый долгожданный Pile Up. В 01Z пошли "янки" с "ломовыми" сигналами. Юра в это время дает общий вызов нашей экспедиции на репитерных УКВ-частотах южного чилийского городка. Отвечает Луис (CE8EIO). Завязывается долгая беседа. Слава Богу, найден контакт с истинным хэмом, который проявляет громадный интерес к нашей экспедиции, а в завершение разговора любезно приглашает нас провести вместе время в одном из ночных клубов Пунта Аренас (за его счет), причем незамедлительно. Вот это по-нашему! Юра попросил меня сделать QRX! Переговоры долго не затягивались. Решено продолжать работу в эфире, ведь нас отслеживает весь мир. Встреча была перенесена, а мы по-прежнему "окучиваем" Pile Up. Многие спрашивают о наших дальнейших антарктических и островных планах. Приятно встретиться в эфире вдали от Родины с давнишними друзьями - RA3AUU, UR5LCV, UA9MA, UA6AF, RW4HW, DL6ZFG...
Без устали отрабатываю многочасовой Pile Up на 15 и 20 метрах, где под утро меня сменяет Юра и продолжает активно "косить" уже европейские станции. Как раз открылась "десятка". Вся команда отдыхает, но радистам явно не до сна..."Наши силы прибавляются именно после таких бессонных эфирных ночей", - обьясняю я одному из членов экспедиции, который по нужде просыпается и заглядывает к нам в шэк, произнося пресловутую фразу: "Ребята, идите отдохните, нас впереди ждет очень тяжелый поход в Антарктиду!". Какой тут отдых, произносим мы про себя и, не изменяя традициям, продолжаем активность в мире радиоэфира.
Чуть позже встречаемся за праздничным обеденным столом, который устроили хозяива местного ранчо в честь дня рождения одного из членов экспедиции - опе ратора телевизионной группы Бориса Мамлина. Такого ohpxeqrb` я давно уже не видел. На столах овощи, фрукты, вино, пиво - и это все из Латинской Америки. Жарим целого баранчика, что называется, пальчики оближешь. Мясо под чилийское вино и пиво пошло нам явно на пользу. Но долго расслабляться не пришлось - уже через пару часов была команда основной группе приготовиться к отправке в Антарктиду. Приходится быстро демонтировать наше радиообеспечение. Воспользовались E-mail-почтой и сообщили на Родину наши последние новости. Позвонили CE8EIO чтобы попрощаться, но были приятно удивлены его моментальным приездом чтобы проводить нас, а заодно и познакомиться. Пообщавшись несколько минут с Луисом, прощаемся с ним и с членами команды, которая ждет оставшуюся группу иностранных гостей из многих стран мира. До встречи на ледовом континенте! Прибыли в аэропорт. Загрузили необходимые вещи, а также бочки с бензином, и уже было дали команду взлетать... Но все так непросто дается нам в этой экспедиции. Пришел чилийский таможенник и любезно пригласил всех пройти с документами на досмотр. Долгие часы пришлось еще находиться в безлюдном ночном аэропорту Пунта Аренас, пока нам дали добро на взлет. И вот мы опять в небе. 24.12.00. Чуть более 4 часов в пути - и мы на самом чистом и суровом ледяном континенте - в Антарктиде. Первая посадка в истории авиации и освоении Антарктиды тяжелого транспортного самолета за 80-м градусом Южной широты. За штурвалом - живая легенда, Герой России, летчик-испытатель Игорь Закиров, командир экипажа- Рафаил Гирфанов. Как только самолет коснулся льда, мощный боковой ветер развернул стовосьмидесятитонную махину, и "Ильюшин" поволокло в сторону скал. Ощущения примерно те же, что и у героев фильма "Экипаж". Дикий рев четырех двигателей, работающих в режиме реверса чтобы затормозить самолет, сумасшедшая тряска, ощущение невероятной скорости. Трудность посадки была не только в близости гор, но и в том, что при приземлении на зеркально отражающую ледяную поверхность очень трудно оценить высоту, на которой находится самолет. И вот я ступаю на землю Антаркти ды. Подо мной - многовековые слои фантастических по своей окраске льдов, и только теперь я понял, что моя давняя мечта сбылась! Добро пожаловать в Антарктиду!
Перед нами открылась антарктическая сезонная база, которая работает только два месяца в году. Несколько базовых лагерей - американский, чилийский, а теперь и наш, российско-белорусский, который мы установим через несколько часов. Справа от нас, будто разбросанные острова, затонувшие во льдах, возвышались горы, давшие название сезонной базе - "Patriot Hills". Температура - 20 градусов мороза, порывистый ветер. В Антарктиде лето, солнце не заходит за горизонт. Весь экспедиционный персонал в считанные минуты покинул трап самолета и через несколько минут приступил к разгрузке громадного многотонного экспедиционного груза. Началась изнурительная работа. Тяжелый лайнер выгрузил все свое содержимое, успешно bgkerek и отбыл в чилийский Пунта-Аренас, где собирается основная интернациональная команда "Millennium expedition".
То и дело с соседней американо-английской базы прибывает зимующий персонал на санях, лыжах, а то и вовсе пешком, чтобы поглазеть на безумных русских, которые выгружают непонятные вездеходы. "Неужели эти баги дойдут до Южного Полюса?" -высказывает кто-то вслух свои соображения. Поживем-увидим. Теперь уже я спрашиваю у первого встречного: "Как можно увидеть радистов на базе ?" - не упоминая, естественно, позывных. Мне отвечает настоящий полярник, борода у которого, как и положено у всех в этом суровом краю, покрыта ледяными сосульками: "Я есть радист и пилот, мой позывной KC4/KL7RL". Так было положено начало нашему антарктическому знакомству! В километре от американской базы и в пятистах метрах от чилийской разворачиваем российско-белорусский лагерь. Каждый занимается своим делом, а радисты варганят радиообеспечение, свой radioshack. Самым захватывающим эпизодом в развертывании лагеря стала установка мачты с антеннами A3S и G5RV с российским флагом. Устанавливаем несколько палаток для отдыха, одну - для продовольственного склада, более скромную и уютную - для радистов. Устанавливаем туалетные комнаты в виде маленьких палаток со специальными емкостями, проявляя недюжинную смекалку и импро визируя. Строим кухню. Растапливаем лед. Наш шеф- повар готовит горячий ужин. Не нарушая русских традиций, разлили "по пять капель", и наши одноразовые емкости сомкнулись воедино - "за благополучное прибытие!" Я видел изможденные, но счастливые лица настоящих русских парней, которым предстоит ощутить поступление адреналина в огромных дозах. Кушать подано! Приятного аппетита!
После многих часов работы звучит команда "отбой!". Для радистов это означало "подъем!". Заводим наш бензогенератор "Yamaha-EF-2.6". Подключаем с Юрой всю аппаратуру. TRCVR - FT990, РА - TL922. Все готово. Разворачиваем наши Yagi на SA, NA. Юра мне доверяет провести первые QSO. Частота -14,195 кГц. Несколько раз даю: "CQ.. .de CE9/R3CA. International Antarctic DXpedition. Patriot Hills Base." Перехожу на прием... Боже, что творится! Просто "каша" зовущих станций из NA, SA. Провожу первые QSO cWOYR, K4MZU, K1DWQ... Спа сает работа с разносом частот, слушая 10...20 UP. Вот и наступил истинный кайф радиолюбительского Pile Up. Началась многочасовая работа в эфире. Многим не до сна, когда в тихой белоснежной пустыне из палатки радистов раздаются голоса из разных стран мира. Члены экспедиции начинают понимать все прелести hamradio, то и дело задавая вопросы: "А можно ли связаться с Москвой, Минском, Новосибирском, Саратовым...?". Мы понимали, к чему они клонят, поэтому пришлось сразу завести книгу для передачи разного рода радиограмм на Родину. Вот лишь небольшой список таковых за время экспедиции: - Москва. Катя! С Новым Годом и Рождеством! Я еще в Антарктиде, но надеемся, что 19 будем дома. Veks~ нежно. Из ледяной пустыни. Саша. - Москва. Привет! Прыгнули в ночь с 31 на 1 января. Все прошло удачно. Медленно превращаюсь в сталактит. За бортом до минус 40. Ветер. Жить можно. До встречи на земле. Александр. - Минск. Мы в Антарктиде! На базе "Пэтриот Хиллс". Группа на 4 машинах готовится сделать заброску продовольствия и топлива на 500 км к Южному Полюсу. Когда вернется, к полюсу уйдет основная ко лонна. В Антарктиде лето. Налетает порывами ветер. Солнышко вполнеба. У многих пообгорали носы, но все здоровы и бодры. Мы лишены связи по Интернету. Связь - только по радио. Поэтому сообщения будут краткими. 25.12.99. Владимир Хачирашвили. - Минск. Лена! С Новым Годом. Я тебя люблю! Желаю в Новом тысячелетии избежать разочарований. Поцелуй детей. Влад. - Энгельс. Марина! Все нормально. Жив, здоров. На пути к полюсу. Целую. Игорь. - Москва. Начальнику Института И. Б. Ушакову. Работу по программе в антарктическом базовом лагере успешно начали. Поздравляю с наступающим Новым Годом. Гольцев Ю.А. - Новосибирск. Дорогие мои! У меня все нормально. Мы в Антарктиде. Поздравляю с Новым Годом! Я вас очень люблю! Целую крепко! Евгений Рассказов. - София. Мэру Стефану Софиянски. 1 января в Антарктиде в "политической точке ноль" зажжен Огонь Мира. Первый этап "Марша Мира"-Антарктическая эк спедиция "Навстречу 21 веку" - "Millennium expedition" передает эстафету "Огня Мира" 2 этапу - экспедиции "от Храма к Храму". Желаем успешно донести "Огонь Мира" до города трех религий - Иерусалима. Руководители экспедиции Владимир Чуков, Евгений Бакалов. Председатель оргкомитета "Марша Мира" Сергей Афанасьев. - Новосибирск. Галина! У меня все в порядке. Сильно скучаю. Нахожусь уже в 500 км от полюса. Павел. - Ванкувер. Светлане Городецкой. Привет всем. У меня все ОК! С Новым Годом! Мы прыгнули в Антарктиде. Все живы, здоровы. Маме привет, и пусть не пережива ет. Сделал фото с флагом Канады. Целую. Саша. - Бишкек. Трапезниковой Ирине. У нас все отлично. Я в Антарктиде. Удачно приземлился. Как у вас дела ? Как Артемчик? Всем привет и поздравления с Новым Годом! Виктор. - Новосибирск. Для Епископа. С Рождеством Христовым! Православный крест из сибирской сосны установлен на Южном Полюсе! Отец Виктор. - Минск. Радио Белоруссии. 2 января российско- белорусская экспедиция в составе 31 человека на 8 вездеходах вышла на маршрут к Южному Полюсу. В составе группы также представители из США, Австрии, Японии, Испании, Кореи, Франции. Надеемся достигнуть Южного Полюса. Драбо Владимир Никандрович.
...Именно передачи радиограмм через средства радиосвязи давали полную четкую картину о ходе экспедиции. Именно такие весточки согревали всех нас - участников экстремального путешествия, а также всех m`xhu родных и близких, которые в не меньшей степени переживали за наше благополучие. С ними нас разделяли многие десятки тысяч километров. Безусловно, во времена высоких технологий наша экспедиция не ограничилась только радиолюбительской связью/Руководители экспедиции зачастую пользовались спутниковой связью "Indium". Незаметно пролетело многочасовое возбуждение радиолюбительского эфира, когда разгребали Pile Up по районам и слушали 10...20 UP. Наступило антаркти ческое утро. Встречаюсь на скеде с RW3GX, UA3GZ на 14,135 кГц. Слышим друг друга просто отлично. Обмениваюсь новостями и впечатлениями. Передаю приветы своим родным. Долгожданный Юра (UA9OBA) меня сменяет. Просыпается лагерь. Кто-то делает зарядку, кто- то лениво разгуливает по лагерю. Готовится первый походный завтрак. Набиваем наши "брюхи" чилийским супчиком и бразильским кофе, которые нам скоро изрядно наскучат. А пока мы сыты и довольны. К тому же, стоит великолепная солнечная погода с небольшим морозцем. Проводим антарктический чемпионат по футболу. Символическая сборная Азии, куда вошли новосибирские парни и я почему-то, играет против сборной Европы, преимущественно Москвы, Саратова. .. В качестве ворот используем тыльную сторону наших вездеходов. Игра была явно нешуточной. По спортивному накалу матч напоминал мне ежегодные встречи на российских IOTA/DX-конференциях грозных соперников ЮТА и DXCC, с одной лишь разницей - нехваткой кислорода. Кому-то даже разбили ухо до крови, что вполне вероятно, так как единственная наша спортивная обувь - тяжеловесные теплые антарктические ботинки, в которых мы и проводили спортивное мероприятие. Итог матча - победа Азии со счетом 2:0! На моем счету толевая передача и один забитый гол. А тем временем проходит шахматный турнир, который придает уже другой колорит спортивному единоборству. После обеда руководителем экспедиции Владимиром Чуковым была отдана команда готовиться к пробному пробегу, где мы должны испытать наши вездеходы на прочность, а также забросить топливо и продукты в промежуточный пункт на основном маршруте, названный ребятами "Чукоткой", лежащий между 85-й и 86-й параллелями. Механики и водители подготавливают машины к предстоящему походу, радисты устанавливают автомобильные УКВ-р/станции, антенны на все 8 вездеходов. В командирский салон вездехода под номером "4" устанавливаем комплект КВ-р/станции ICOM- 706 с укороченным штырем со встроенной катушкой. Утвердили участников пробега (я тоже вошел!), обозначили цели и задачи. В добрый путь!
Вереница вездеходов покидает лагерь. Он с каждой минутой удаляется от нас, пока не превращается в точку, которая потом вовсе испаряется в белой мгле су рового континента. Прошли один градус. В очередной раз останавливаемся. Перевернулся прицеп. Для вездехода полуметровые спрессованные снежные заструги - не помеха, он легко преодолевает их, косолапо пе реваливаясь с одного на другой. Но вот двухколесный прицеп... До полюса еще около тысячи километров, до промежуточного лагеря - половина. Начались настоящие испытания и для машин, и для людей. Беспощадный ветер, ощущаемый сразу же, как только выбираешься из машины наружу, гонит змейки сухого, играющего на солнце снега. Мороз-двадцать градусов. Средняя скорость - 20 километров/час. Бесконечные остановки и устранение мелких поломок. Беспрерывно работает радио связь, надежно связывая между собой все восемь экипажей и базовый лагерь на Пэтриот Хиллс. Использую необычный позывной - R3CA/ANT/M. В ходе движения и остановок, чтобы скоротать время, с трудом, связь за связью, провожу QSO с USA, VE, LU, PY и даже с JT1, UA9MA, RZ9UA.UA9YAB... Находящийся в ведущей машине с номером "4" Владимир Чуков руководит общим движением с помощью GPS, и его авторитет непререкаем. Еще бы! Полжизни - считай, четверть века - посвятил он единоборству с полярными стихиями. Этот громадного роста необыкновенный человек, бородатый и усатый, исходил всю Арктику - от сибирских берегов Северного Ледовитого океана до Канады, неоднократно покорял Северный полюс, в том числе впервые в мире автономно пересек все тот же полюс, а в начале 1996 г. штур мовал Антарктиду. Стечение внешних обстоятельств не позволило ему с товарищами дойти до заветного Южного Полюса, но зато появилось знание местной, ан тарктической специфики. Конечно, в отличие от Арктики, тут нет движущихся и ломающихся под ногами льдин, торосов, не надо бояться опасности угодить в полынью с ледяной крошкой или вовсе в когти голодного белого медведя. Но здесь - большая высота, небывало низкие, до минус восьмидесяти по Цельсию, темпера туры, непрекращающийся, порою ураганный ветер, скрытые под снегом гигантские ледовые трещины и безжалостная солнечная радиация. Всему этому могут быть противопоставлены только воля, самообладание, опыт и грамотное руководство... Через каждые три часа - запланированные трафики с базой. Юре приходится докладывать о том, как на ходу устраняются возникающие поломки. Текущим ремонтом занимались сообща. Бригада механиков из Белоруссии во главе с главным конструктором Виктором Радкевичем просто удивляла слаженностью своих действий. Руки стыли, пальцы моментально коченели, но все у них в конце концов получалось. Тем не менее, мы достигли промежуточного лагеря. Налегке возвращались мы с чувством исполненного долга назад, в основной лагерь. Передовой отряд после четырехдневного изнурительного похода возвращался ... Для меня это было настоящее испытание на прочность, самый трудный поход в моей жизни. Вся база ликует и встречает нас с рукопожатиями и объятиями. Антарктические будни базового лагеря продолжались. И мы с нетерпением ждали основную интернациональную группу парашютистов и балонистов. Тем временем приближался необычный Новый Год, к которому мы начали готовиться...