В. Лукин (RA6UL) Астрахань В радиолюбительстве накопилось немало проблем, и одна из них — правовая. Эта проблема менее заметна и менее известна, чем другие — ведь вопрос о правах радиолюбителей никогда публично не обсуждался. Все, что имел российский радиолюбитель, все, что ему разрешалось, определял чиновник. Ныне действующая "Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций" [1] (далее Инструкция) значительно расширила, по сравнению с предыдущей, возможности любителей, но оставила все правовые проблемы нерешенными. Какие это проблемы? В первую очередь, это проблема правового статуса Инструкции как юридического документа. Это проблема защиты от помех и коммер- ческой эксплуатации любительских диапазонов, это проблема права на установку антенны и многое другое. Существующая Инструкция имеет разночтения с действующими правовыми нормами, некоторые ее требования кажутся несуразными, содержание их не всегда отвечает интересам радиолюбителей, определение понятия "радиолюбительская связь" не отвечает современному состоянию дел, и самое главное, она не определяет прав радиолюбителей. Для начала определим правовой статус Инструкции. Условия нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и шштшшш1штт;тт гражданина, должны отвечать следующим признакам: - неоднократности применения, т.е. норма не исчерпывается однократным применением, а действует постоянно; - неперсонифицированности, т.е. норма распространяет свое действие на круг лиц, организаций, объединен- ных общим признаком (родом занятий и т.д.). Для вступления их в силу необходимы: - обязательное официальное опубликование; - обязательная государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ [2, 3]. Таким образом, чтобы действие Инструкции распространялось на радиолюбителей (группу людей, объеди- ненных общим признаком), она должна быть зарегистрирована и опубликована. Настоящая Инструкция не только не была опубликована и не прошла регистрацию, но первоначально была издана как приложение к приказу Главгос-связьнадзора России с грифом "Для служебного пользования". Из этого можно сделать вывод, что она не имеет правовой силы для радиолюбителей — граждан России, каковыми мы являемся (но, несмотря на это, я не призываю тут же отбросить Инструкцию — пока другого документа не существует). Прежде чем говорить о соответствии Инструкции правовым нормам, давай- те выясним, какие нормативные правовые акты регулируют вопросы применения радиосвязи в России. Мне удалось найти свыше 30 нормативных актов, прошедших регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Из них больше половины — это документы, регулирующие ввоз и вывоз аппаратуры через границу РФ и не представляющие интереса при рассмотрении данного вопроса. Из остальных я отобрал 9 документов. Сразу оговорюсь, что ни в одном документе нет ни одного слова о любительской радиосвязи. Это означает, что либо о нас забыли, либо что нас поставили на один уровень с профессиональной связью, и нормативные правовые акты распространяют на нас свое действие в полной мере. Вот перечень отобранных мною документов: - "Федеральный закон о связи". Принят Государственной думой 20 января 1995 года; - "Положение о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации". Утверждено постановлением Совета Министров Российской Федерации от 15 ноября 1993 г. N1156; - "Положение о государственном надзоре за связью и информатизацией в Российской Федерации". Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. N380; - "Положение о порядке государственного надзора за использовани ем радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств)". Утверждено приказом начальника Главгоссвязьнад-зора России от 03.07.98 N48; - "Положение о защите радиоприема от индустриальных радиопомех". Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997 г. N1142; - "Инструкция по контролю лицензируемой деятельности в области связи". Утверждено приказом Главгоссвязь-надзора России от 03.03.99 N11; - "Положение о государственной радиочастотной службе при министерстве Российской Федерации по связи и информатизации". Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. N1002; - "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации". Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N30; - "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств)". Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N158. ООО"НТКиШ>&ТЕХ'' Проверку соответствия Инструкции нормативным правовым актам начну с регистрационного и ежегодного эксплу-тационного сбора. С регистрационным сбором все понятно — на вас затратили время, оформили документы, следовательно, надо платить. А как быть с эксплуатационным сбором? В соответствии с постановлением Правительства РФ "О реорганизации системы Государственного надзора за связью и информатизацией в РФ" [4], финансирование деятельности Управлений по надзору за связью и информатизацией осуществляется за счет отчислений организаций, предоставляющих услуги в области связи и информатизации. Норматив отчислений зависит от доходов, получаемых за услуги, и учитывается в себестоимости продукции (работ, услуг). Но радиолюбители не предоставляют услуги, не имеют дохода, значит, не должны платить эксплуатационный сбор. А если этот сбор идет не на финансирование Управлений по надзору, то тогда что это такое? Налог? Но такой налог не предусмотрен законом. Теперь о самом волнующем всех любителей вопросе. В п. 6.7.15 Инструкции записано: "Запрещается работа любительской радиостанции, создающей помехи работе телевизионных приемников промышленного изготовления, подключенных к настроенным и согласованным наружным телевизионным антеннам". Тот критерий, кото- рый предлагает Инструкция, делает невозможным объективно установить причину помех. Телевизионные приемники промышленного изготовления (наверно, встречаются и не промышлен- ного) бывают очень разные, делают их в разных странах по разным техническим требованиям, для разных условий приема. Так же изготавливают и телевизионные антенны. В настоящее время обострилась проблема совместимости радиоэлектронных средств. К проблеме помех телевизионным приемникам, кабельному телевидению и другим бытовым радиоэлектронным приборам следует добавить и проблему помех радиолюбительскому приему от бытовых приборов, коммерческих теле-, радио- и пейджерных станций. А Инструкция, с предлагаемым ею псевдонаучным критерием,ставит радиолюбителя в положение всегда виноватого во всех грехах козла отпущения. Но если нормативные акты, регламентирующие радиосвязь в России, распространяются и на нас, то решение уже есть в "Положении о защите радиоприема от индустриальных радиопомех" [5] и в "Положении о порядке государственного надзора за ис- пользованием радиочастот, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" [6]. Этими Положениями предусмотрено, что: - поиск и установление местонахождения технических средств, являющих ся источником индустриальных радиопомех, осуществляет Служба государственного надзора за связью. При этом владельцу этого технического средства вручается предписание о необходимости принятия мер по устранению радиопомех своими силами и средствами с приостановкой его использования (эксплуатации) или без таковой и возмещением затрат на его выявление (п. 12 Положения [5]); - радиоприемная и бытовая радиоэлектронная аппаратура должна быть оборудована средствами защиты от проникновения в ее тракты радиопомех в соответствии с требованиями Государственных стандартов и норм на помехозащищенность (п.З Положения [5]); - технические средства, создающие радиопомехи, подлежат обязательному оборудованию устройствами, обеспечивающими подавление создаваемых ими радиопомех силами и средствами владельцев (п.7 Положения [5]). Определен и порядок проведения измерений. Измерения ... проводятся в соответствии с требованиями Госу- дарственных стандартов, регламентирующих порядок и методы проведения испытаний (п.9 Положения [5]);... с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы РФ (п.2.3 Положения [6]). Как видим, поиск источника помех требует определенных усилий, что не всегда просто и доступно, но такой цивилизованный подход к проблеме позволяет получить справедливое решение. На это вселяет надежду и ст.5 Федерального закона о связи [7]: "Деятельность в области связи осуществляется на основе равенства прав физических и юридических лиц на участие в деятельности в области связи и использование ее результатов". В этом случае, если внеполосные излучения вашей станции не превышают норматив, определенный ГОСТом, то решение проблемы помех переходит к владельцам телевизионных приемников, кабельного телевидения и т.д. Теперь о делении любительских станций на категории и о приеме квалификационных экзаменов, т.е. о том, что изложено в разделе 2 Инструкции. : Разделение любительских станций •* на квалификационные категории, т.е. к разделение по профессиональным 9 признакам недопустимо — это не от-3; вечает понятию "любительская стан-X ция". Ни один из действующих норма-j* тивных актов не устанавливает квали-|С фикационных требований к операто-Q рам связи. О Исключив деление любительских О станций на категории, мы приобретаем возможность получения пожизненного разрешения (лицензии) на право эксплуатации радиостанции, а не на 5 лет, как сейчас. На основании Положения [8], Управления государственного надзора за связью и информатизацией в РФ осуществляют контроль за соблюдением правил технической эксплуатации средств и систем связи и охраны труда, техники безопасности при обслуживании средств связи. Исходя из этого требования, надо построить программу обучения и проверки знаний у операторов любительских станций. Объем раздела 6 Инструкции "Правила радиолюбительской связи" в 2 странички и предлагаемые экзаменационные вопросы не отражают те знания, которые необходимы оператору для ведения связи и эксплуатации оборудования. Посудите сами, из предложенных 45 экзаменационных вопросов для операторов 1-й и 2-й категорий есть только 1 вопрос о порядке проведения связи и 1 вопрос по технике безопасности, остальные — по основам электротехники. Если соискатель ответит на все вопросы и получит самую высокую оценку, он все равно не сможет грамот- но работать в эфире, т.к. ни раздел 6 Инструкции, ни предлагаемые вопросы не дают ему информации об элементарных правилах радиообмена. Старые учебники радистов в этом плане более содержательны. То же можно сказать и о технике безопасности. Вызывает недоумение и принцип формирования общественных комиссий для принятия квалификационных экзаменов. Непонятно из каких соображений исходили авторы Инструкции, когда рекомендовали включать в состав комиссий преподавателей школ, средних и высших учебных заведений. Комиссия должна состоять из аттестованных работников Госсвязьнадзора и привлекаемых для этих целей специалистов, а если экзаменуемый состоит в общественной организации, то в комиссию должны входить представители этой организации. В этом случае п.2.6. Инструкции со своей туманной формулировкой, когда результат любого экзамена можно отменить из-за недоверия комиссии, станет ненужным. Кроме того, в Инструкции очень много других несуразностей, но самые коварные требования вы найдете в п.п.5.1.4, 5.1.5. Понятия "вспомогательные устройства для контроля параметров радиопередающей аппаратуры", "инструменты и инвентарь" помноженные на требование метрологической поверки измерительных приборов [6] и на фантазию проверяющего, могут вы- литься в конкретную форму в виде набора аппаратуры, инструмента и инвентаря со стоимостью, многократно превышающую стоимость любительской радиостанций. А навыки работы с этими вспомогательными устройствами потребуют среднего или высшего профессионального образования. Таким образом, один пункт инструкции может погубить радиолюбительство на корню. Да и есть ли необходимость в контрольно-измерительных приборах на любительской станции? Современные трансиверы промышленного изготовления настроить и отремонтировать в домашних условиях рядовому любителю очень сложно. Эта часть Инструкции перекликается с требованием п. 2.11 приложения 11 — о том, что на любительской радиостанции рекомендуется иметь: - диэлектрические перчатки; - изолирующий резиновый коврик; - изолирующий щуп (штангу). Эти рекомендации опасны тем, что электрозащитные средства со временем, незаметно для пользователя, те- ряют свои защитные свойства. Только регулярная проверка может подтвердить их пригодность. Пренебрежение этим правилом может привести к трагедии. Регулярная проверка электрозащитных средств в электротехнических лабораториях не всегда приемлема для любителей, да и есть ли необходимость в электрозащитных средствах у любителей, которые, как правило, эксплуатируют низковольтную аппаратуру. Ведь никто не требует электрозащитных средств при пользовании феном, микроволновой печью или теле- визором. И еще одно замечание к Приложению 11 [1]. Правила техники безопасности и пожарной безопасности на любительских станциях не удовлетворяют требованиям "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда" [9], их необходимо переработать. Вызывает удивление и возрастной ценз радиолюбителей — 8 лет для третьей категории и 14 лет — для второй категории. Такой низкий возрастной ценз как-то не вяжется с высокими, почти профессиональными требованиями к знаниям оператора любительской станции. Здесь или требования к знаниям завышены, или возрастной ценз специально снизили для детей известных родителей. Но ни то, ни другое не добавляет авторитета Инструкции. Однако нелепости возрастного ценза на этом не заканчиваются — совсем не понятно, как может быть начальником коллективной станции лицо, достигшее 16-летнего возраста. Это недопустимо по двум, как минимум, причи нам. Первая — начальник радиостанции несет ответственность за тех, кто находится на станции. И если неправильные действия или бездействие начальника радиостанции приведут к трагическому исходу, то, в соответствии с законом, может наступить уголовная ответственность. Вторая причина — это материальная ответственность за имущество станции. Перечислять недостатки Инструкции можно и дальше, но и из приведенных ясно, что ее надо пересматривать, а точнее, нам нужен новый нормативный правовой акт. Что это будет? Инструк- ция, Положение, приложение к Федеральному закону о связи, или что-то другое — не важно. Важно, чтобы этот нормативный правовой акт отвечал нуждам радиолюбителей, защищал их, чтобы его содержание давало информацию о том, как грамотно и безопасно эксплуатировать радиопередающие устройства и проводить QSO. Необхо- димо, чтобы он прошел регистрацию в Министерстве юстиции РФ, где будет проведена правовая экспертиза, которая очистит его от нелепостей. Литература 1. Инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительских радиостанций, утвержденная 08.08.96 г. начальником Главного управления Гос-связьнадзора РФ. 2. Конституция РФ, ч. 3 ст. 15. 3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" от 13.08.97 № 1009. 4. Постановление Правительства РФ "О реорганизации системы Государственного надзора за связью и информацией в РФ". 5. Положение о защите радиоприема от индустриальных радиопомех. Утвер- ждено постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 1997г. N1142. 6. Положение о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ-устройств). Утверждено приказом начальника Главгоссвязьнад-зора России от 03.07.98 N48. 7. Федеральный закон о связи. Принят Государственной Думой 20 января 1995 года. 8. Положение о государственном надзоре за связью и иинформатизаци-ей в Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. № 380. 9. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. Утверждено постановлением Минтруда РФ от 01.07.93 г. N129.